Полностью согласен с мнением этого человека. С одной оговоркой: я так и в России оцениваю специалистов...
Коротко о себе – 14 лет программирования в России на разных позициях вплоть до архитектора систем и начальника отдела, потом 7 лет опыта программирования в Канаде ведущим программистом и лидером группы.
Вопрос не в том, кто лучше – молодой, неопытный и "горячий", или опытный, но дорогой и самоуверенный. Дело в совершенно разных подходах к найму в России и Северной Америке (ничего не скажу за Европу, не работал там)
Парадоксально, но я бы тоже не взял в России программиста старше 30. И также с большой неохотой рассматриваю резюме программистов младше 30-ти в Канаде.
У меня сложилось впечатление, что наши российские коллеги считают запрет на вопросы относительно возраста в Северной Америке способом защиты старости. Нет, это защита молодых, узаконенный шанс для них хоть каким-то способом прорваться на интервью и показать свои знания.
Но и это обходится работодателями, вряд ли вы найдете хоть одно объявления о приличной работе без приписки "кандидату требуется 5+ лет работы по специальности". Дословный перевод этой фразы – "младше 30 лет не нужны".
Что такое российский программист в 40 лет?
Предположим, я начальник отдела в российской компании, мне 42, я набираю людей в свой отдел, и мне приносят резюме 40-летнего программиста. Первой моей мыслью будет: "ОК, приятель, где ж тебя носило 40 лет? Как ты дошел до жизни такой, что в 40 лет ищешь работу обычного программиста? Тебе по возрасту положено уже работу начальника отдела искать!" Я его не возьму. Да, я потом, конечно, буду оправдываться перед самим собой, что в 40 лет уже не та хватка, не та работоспособность, и т.п., но это будет ложь. Свою, 42-летнего начальника отдела, ни хватку, ни работоспособность я же под сомнение не ставлю!
Сама структура карьерного роста в России обуславливает мои сомнения не в его работоспособности, а в его профессионализме. В России в таком возрасте у хорошего программиста у самого уже должен быть отдел.
Или связи и знакомства (я не имею ввиду блат – связи с заказчиками, с конкурентами, с сотрудниками) достаточные для того, чтобы не ходить по объявлениям, а выбирать из предложений.
Это если ты специалист. А если нет – то нафиг ты мне-то сдался?! Если из тебя за 40 лет специалиста не получилось, то уже нет никаких шансов, я лучше возьму 23-летнего после института, там хоть шанс есть.
Т.е. традиционно российский подход, когда зарплата жестко привязана к должности, когда карьерный рост выглядит "программист- ведущий программист - главный программист - начальник" обуславливает выдвигаемый критерий к профессионализму 40-летних: он должен быть не меньше начальника группы или отдела. Просто в силу специфики оплаты и карьерного роста.
Я даже не хочу поднимать здесь вопрос о результате этого процесса - "вымывании" толковых программистов в бездарные менеджеры, это одна из больших проблем в России, существующая веками и не только в программировании.
В результате невозможно представить себе ситуацию в России, когда обычный программист в силу своих знаний и умений получает в 2-3 раза больше начальника его отдела. Это просто нонсенс. И это абсолютно нормально в Северной Америке.
В Канаде я программист, и всю оставшуюся жизнь буду только им. Мне впихнули в подчинение двух молодых, так я на коленях умолял не делать этого! Ну какой из меня начальник, я волк-одиночка.
Я получаю в полтора раза больше чем мой менеджер, а с учетом участия в прибылях (я в фирме со дня ее основания, а менеджера взяли полгода назад, так что с этим он пролетел) так и вообще...
Я подчиняюсь по работе архитектору системы, по совместительству директору компании и ее владельцу, он мне ставит задачи, с ним мы обсуждаем особенности имплементации или перспективы, он меня материт за баги, менеджер здесь не причем.
Я ни в коей мере не хочу умалить значение менеджера – его работа очень важна, он следит за сроками, обеспечивает условия работы, решает все непрограммисткие вопросы, а их в реальной жизни очень много. Но это ДРУГАЯ работа, другая специальность.
Я никогда не смогу выполнять его функции, и я и не стремлюсь. Мне платят за мои знания как программиста, мой опыт, его я и повышаю. Когда я буду искать следующую работу, у меня в резюме появятся еще полстраницы разной фигни, которую я узнал на этой работе, что повысит мою цену как специалиста. И не важно, что мне 42 года, и что моя позиция на предыдущей работе называлась всего-то "senior programmer" или "team leader". Здесь платят за опыт и умение, а не за название.
Еще одной особенностью является приверженность в России к долгосрочным трудовым отношениям. Традиции семейных династий, "50 лет у одного станка" и прочее дают себя знать. Подсознательно в России мы готовы к тому, что наша фирма просуществует столько же сколько Кировский завод или Елисеевский магазин. Мы берем сотрудника на века, и нам психологически гораздо легче занять позицию "ну, не знает, но мы научим".
В Северной Америке редкий программист проработает на одном месте 3 года. Контрактники так вообще полгода-год максимум. Работодатель ищет готовые решения и готовых специалистов, ему нужно сейчас и сразу, учить времени нет. "Время не ждет" – поэтому опыт приобретает решающее значение при приеме на работу.
PS. "Не поймите меня правильно". И в России есть фирмы, которые работают по западным стандартам, и в Северной Америке есть совковые фирмы. Я попытался обрисовать общие тенденции, характерные для России и Америки, но исключения, естественно, существуют.
Текст статьи отсюда.