Поскольку редкий самолет сможет самостоятельно разогнаться на коротком участке до скорости отрыва от палубы авианесущего корабля, то ему в этом нелегком деле надо помочь.
Для этого используются паровые катапульты. Что это такое? Под палубой на направляющих перемещается некое подобие тележки, которое связано системой тросов с поршнем, на который воздействет пар от корабельной силовой установки. Она там, кстати, ядерная - грее воду, а пар вращает турбины. Поэтому пара хватает.
Над поверхностью палубы выступает небольшая часть "тележки", за которую и цепляют самолет. Некоторые за переднюю стойку, некоторые с помощью системы тросов.
На видео показан процесс подготовки и старт F-14. Обратите внимание на "танцы" наземной команды. Прикольно, но без широких жестов не обойтись - необходимо четкое понимание того, кто что хочет сказать.
Здесь показаны съемки из кабины. На 25-ой секунде заметно, что после схода с палубы самолет слегкач "проваливается" - он еще не набрал достаточную скорость. Силовая установка самолёта работает на форсажном режиме. Плюс импульс от катапульты позволяет разогнать тяжелую машину до приемлемой скорости.
На этом же видео подробности зацепления тяги на носовой стойке F-14 с узлом катапульты.
©Cooper-Johns