Любой из вас, дорогие мои, кто хотя бы раз в день открывает свой личный или общественный браузер понимает, что в интернет-пространстве живут два основных вида хомо-сайтикус. Первый вид реализует идеи на некоммерческой основе, второй призван зарабатывать деньги (по-русски - рубить бабло, прим. ред) для своего владельца. Четкой границы между этими видами не существует. Однажды сайт борцов за трезвость начнёт привлекать средства рекламодателей для оплаты текущих расходов проекта и реклама бурбона позволит нанять хороших системного администратора или верстальщика. Или наоборот изначально коммерческий сайт по продаже участков на Луне постепенно станет неприбыльным и будет поддерживаться на общественных началах.

Не так давно мы с одним моим приятелем обсуждали интернет-проекты. Можно ли на них заработать, что для этого необходимо и как много проектов в интернете в действительности являются окупаемыми.

 

Арифметика окупаемости достаточно простая. Берем выручку, отнимаем от неё расходы и получаем доход. Если он больше либо равен нуля, то проект окупается.
Например, мы за 100 рублей в течение месяца создали сайт и ежемесячно тратим на его поддержку пять рублей. Также ежемесячно мы выручаем с сайта 10 рублей.
Вопрос: является ли сайт прибыльным?

На первый взгляд - да. Но не совсем верно. Мы забыли про срок окупаемости. Любой нормальный инвестор, просматривая ваш бизнес-план (на двух-трех страничках), поинтересуется сроком окупаемости.
Давайте построим небольшую упрощенную табличку, которая нам позволит увидеть насколько наш проект рентабелен и когда все-же деньги вернутся.

Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Расходы 105 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Выручка 0 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
Доходы (накопительно) -105 -100 -95 -90 -85 -80 -75 -70 -65 -60 -55 -50 -45 -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 5

Из таблицы видно, что проект окупится на 22-ом месяце своей работы (Здесь не учитываются инфляция и наличие заемных средств).
Хорошо это или плохо? Если сфера интересов этого проекта расчитана на 10-15 лет, то два года на выход "в ноль", наверное нормально. Если же через два года сайт морально устареет и перестанет приносить прибыль, то это слишком большой срок. Опять же, редкий интернет-проект приносит приыбыль с первых дней. Это не продажа мороженого в сезон.

Вывод №1. Необходимо понять каким способом сайт будет зарабатывать и как быстро он окупится. Скорость зависит от соотношения ежемесячной выручки к расходам вообще.

Как же люди зарабатывают на интернет-проектах? Ведь приносят же кому-то эти проекты доходы. И здесь надо выделить тоже две категории людей:

  1. Они создают интернет-проекты и за это получают деньги. Это разработчики. Их не особо волнует как инвестор будет получать доходы с проекта в дальнейшем, если только их не взяли в долю.
  2. Они инвестируют в интернет-проекты и пытаются сделать их прибыльными. При этом они платят деньги людям из пункта 1.

Если с людьми "номер один" все понятно - они почти всегда получат свои деньги, то из группы "номер два" доходными являются очень немногие.

Сколько вы можете назвать прибыльных интернет-проектов?
Мне очень это интересно. Я могу навскидку назвать Google, Yandex, PayPal (и остальные платежные системы). Это всё монстры, которые выживают за счет "эффекта масштаба".

Та часть интернет-проектов, которая является "почкой" от офлайн-бизнеса компаний нельзя назвать самостоятельными проектами. Наверняка сайт оператора связи косвенно окупается (как рекламная площадка), но самостоятельно он не выживет.

Честно скажу, у меня нет статистики какие интернет-проекты окупились, а какие - нет. Если поделитесь ссылкой, то буду признателен.
Если говорить об оценках, то как в законе присутствует понятие "презумпции невиновности", так и в интернет-бизнесе я бы ввёл термин "презумпция убыточности". Т.е. пока не доказано обратное интернет-проект считается недоходным. Потому что можно говорить про количество уникальных пользователей и просматриваемых страниц, но эти показатели явно не конвертируется в деньги. Конечно, это определенный потенциал, никто не спорит.

Вывод №2. Не факт что социальные сети окупились и окупаются. Попросите у владельцев посмотреть финансовые отчеты.

©Cooper-Johns



@темы: мысли, бизнес, информационные технологии, интернет