Любой из вас, дорогие мои, кто хотя бы раз в день открывает свой личный или общественный браузер понимает, что в интернет-пространстве живут два основных вида хомо-сайтикус. Первый вид реализует идеи на некоммерческой основе, второй призван зарабатывать деньги (по-русски - рубить бабло, прим. ред) для своего владельца. Четкой границы между этими видами не существует. Однажды сайт борцов за трезвость начнёт привлекать средства рекламодателей для оплаты текущих расходов проекта и реклама бурбона позволит нанять хороших системного администратора или верстальщика. Или наоборот изначально коммерческий сайт по продаже участков на Луне постепенно станет неприбыльным и будет поддерживаться на общественных началах.
Не так давно мы с одним моим приятелем обсуждали интернет-проекты. Можно ли на них заработать, что для этого необходимо и как много проектов в интернете в действительности являются окупаемыми.
Арифметика окупаемости достаточно простая. Берем выручку, отнимаем от неё расходы и получаем доход. Если он больше либо равен нуля, то проект окупается.
Например, мы за 100 рублей в течение месяца создали сайт и ежемесячно тратим на его поддержку пять рублей. Также ежемесячно мы выручаем с сайта 10 рублей.
Вопрос: является ли сайт прибыльным?
На первый взгляд - да. Но не совсем верно. Мы забыли про срок окупаемости. Любой нормальный инвестор, просматривая ваш бизнес-план (на двух-трех страничках), поинтересуется сроком окупаемости.
Давайте построим небольшую упрощенную табличку, которая нам позволит увидеть насколько наш проект рентабелен и когда все-же деньги вернутся.
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Расходы | 105 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Выручка | 0 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Доходы (накопительно) | -105 | -100 | -95 | -90 | -85 | -80 | -75 | -70 | -65 | -60 | -55 | -50 | -45 | -40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | 5 |
Из таблицы видно, что проект окупится на 22-ом месяце своей работы (Здесь не учитываются инфляция и наличие заемных средств).
Хорошо это или плохо? Если сфера интересов этого проекта расчитана на 10-15 лет, то два года на выход "в ноль", наверное нормально. Если же через два года сайт морально устареет и перестанет приносить прибыль, то это слишком большой срок. Опять же, редкий интернет-проект приносит приыбыль с первых дней. Это не продажа мороженого в сезон.
Вывод №1. Необходимо понять каким способом сайт будет зарабатывать и как быстро он окупится. Скорость зависит от соотношения ежемесячной выручки к расходам вообще.
Как же люди зарабатывают на интернет-проектах? Ведь приносят же кому-то эти проекты доходы. И здесь надо выделить тоже две категории людей:
- Они создают интернет-проекты и за это получают деньги. Это разработчики. Их не особо волнует как инвестор будет получать доходы с проекта в дальнейшем, если только их не взяли в долю.
- Они инвестируют в интернет-проекты и пытаются сделать их прибыльными. При этом они платят деньги людям из пункта 1.
Если с людьми "номер один" все понятно - они почти всегда получат свои деньги, то из группы "номер два" доходными являются очень немногие.
Сколько вы можете назвать прибыльных интернет-проектов?
Мне очень это интересно. Я могу навскидку назвать Google, Yandex, PayPal (и остальные платежные системы). Это всё монстры, которые выживают за счет "эффекта масштаба".
Та часть интернет-проектов, которая является "почкой" от офлайн-бизнеса компаний нельзя назвать самостоятельными проектами. Наверняка сайт оператора связи косвенно окупается (как рекламная площадка), но самостоятельно он не выживет.
Честно скажу, у меня нет статистики какие интернет-проекты окупились, а какие - нет. Если поделитесь ссылкой, то буду признателен.
Если говорить об оценках, то как в законе присутствует понятие "презумпции невиновности", так и в интернет-бизнесе я бы ввёл термин "презумпция убыточности". Т.е. пока не доказано обратное интернет-проект считается недоходным. Потому что можно говорить про количество уникальных пользователей и просматриваемых страниц, но эти показатели явно не конвертируется в деньги. Конечно, это определенный потенциал, никто не спорит.
Вывод №2. Не факт что социальные сети окупились и окупаются. Попросите у владельцев посмотреть финансовые отчеты.
©Cooper-Johns